- Эффект бумеранга
- – изменение установки индивида в направлении, существенно отличающемся от предписываемого, рекомендуемого (часто в противоположном направлении), или отрицательное изменение установки, особенно при долгом и настойчивом убеждении. Так, настойчивые призывы старших членов семьи к тому, чтобы входя в дом, ребенок вытирал ноги, могут привести к тому, что ребенок сознательно не будет вытирать ног; чрезмерная политическая агитация за какого-то кандидата может повести к противоположному голосованию многих избирателей, чрезмерная реклама услуг – к равнодушию и т. п.
* * *
(от англ. boomerang – метательное оружие, возвращающееся к владельцу) – социально-психологический эффект, заключающийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Как правило, Э. б. возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т. п. В обыденных условиях Э. б. рассматривается как процесс, когда неграмотное действие или поведение, направленное против др., в результате наносит ущерб самому инициатору (носителю) этого поведения.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.